Как мини-погрузчики пришли на рынок и с чего всё начиналось. История развития спецтехники

Код PHP container">

Погрузчик – одна из самых распространенных видов дорожно-строительной, землеройной и погрузочной техники. Сегодня они занимают 2 место в мире по продажам после экскаваторов. Без данных механизмов не обходятся никакие серьезные работы в строительстве, складском и коммунальном хозяйстве, промышленности и т.д.

Историческая справка

Производство погрузчиков прошло в своем развитии несколько знаменательных этапов, обусловивших успех и популярность данной отрасли сегодня. От примитивной механизации ручного труда до производства промышленных гигантов – тяжеловесов и модернизации техники до мини формата, доступного каждому и отвечающего современным запросам.

Становление упомянутого сектора машиностроения пришлось на конец IXX – начало XX вв. В этот период появились первые предшественники современной техники – платформы с электроприводом, помогающие рабочим железнодорожных станций перевозить багаж.

Говоря непосредственно о погрузчиках, следует отметить, что их родиной считаются Соединенные Штаты Америки, поскольку именно там был создан первых их прототип. Изобретателями погрузчика считаются американские компании «Clark Equipment CO» и «JCB», осваивающие соответствующие чертежи параллельно.

Первые прототипы вилочных погрузчиков

В 1917 году для транспортировки стройматериалов компания Clark выпустила специальную машину - первый промышленный тягач, заключающий в своей основе двс и представляющий из себя модифицированную трехколесную платформенную тележку. Груз на платформу устанавливали вручную.

Тележка напоминала собой не столько погрузчик, сколько электрокар и, естественно, имела несколько недостатков: отсутствие тормозов, трансмиссии и гидравлики. Однако, ввиду эффективности её использования при решении технических задач, она имела высокий спрос у многих крупных на то время компаний.

Оценив всю перспективу развития погрузчиков, инженеры-конструкторы компании "Clark" продолжили разработки. Так, в 1921 году на основе опыта автомобильной промышленности было создано практически эпохальное изобретение с гидравлической системой подъема. В свет вышло первое транспортное средство, которое кроме перемещения груза помогало и в его разгрузке.

Позже, в 1923 году данное устройство было модернизировано, ему была обеспечена «самоходность» и грузоподъемность до 750 кг. Имелась рама с системой подъема, работающая на гидравлике; противовес; механический задний мост; резиновые шины и др. нововведения. Развитие линейки данных технических устройств привело к созданию в 1924 году первого вилочного погрузчика на бензиновом двс с навесным оборудованием в виде вилочной насадки. Правда для поднятия-опускания в нем использовались цепи.

А в 1938 году – году, который стали считать одной из самых важных дат в истории погрузочной техники, - компания "Clark" представила миру компактный погрузчик, который изготавливали вплоть до 1960-х годов.

Основной конкурент компании "Clark"

История же компании "JCB" берет свое начало в 1945 году, когда Джозеф Сирил Бэмфорд (из первых букв его имени и фамилии создано название "JCB") в обычном гараже решил создать сельскохозяйственный самосвальный прицеп. А уже в 1949 г. погрузчик JCB "Major Loader", который имел дополнительный гидравлический рычаг для погрузки у тракторов, совершил переворот в области сельскохозяйственной техники и запустил маховик прогресса как данной компании, так и всей отрасли в целом.

Дизайн машины будет много лет спустя использован на колесном погрузчике линейки "powerboom", который входит в число самых безопасных колесных погрузчиков в мире.

На сегодняшний день "JCB" входит в тройку мировых лидеров по производству строительной техники, имеет 22 завода на четырех континентах и более 750 дилеров по всему миру, юридическое название производителя давно превратилось из имени собственного – в имя нарицательное.

Спрос на погрузчики все увеличивался, и к началу 21 века число компаний-производителей, которые продолжают конкурировать между собой до сих пор, увеличилось до нескольких сотен: Linde,Still, Nissan, Toyota, TSM, Kalmar, Valmet, Jungheinrich, Caterpillar, Komatsu, Volvo, Liebherr, Hitachi. Техника постепенно стала приобретать все более конкретные функциональные качества и легко узнаваемый сегодня внешний вид.

А что Россия?

Действительно, когда речь заходит о вилочных погрузчиках, мало кто вспоминает модели, разработанные российскими производителями. Потребителей можно понять: по стране сотни дилерских и сервисных центров официальных представителей зарубежных компаний, которые смело заявляют о себе и своём товаре.

Отечественные заводы только начинают догонять иностранных коллег по качеству техники и используемым технологиям. Доля погрузчиков от российских производителей на рынке Российской Федерации не превышает 5%, однако, всё же, с течением времени эта цифра растёт.

К началу XX в. российские производители долгое время по инерции выпускали клоны многократно модернизированного экскаватора родом из 1940-х годов. И все же некоторыми российскими заводами были предприняты попытки наладить производство современных машин на самоходных шасси тракторного типа, по образу и подобию иностранных.

Так, на заводе «Тверской экскаватор» в 1949 г. началось серийное производство первых в стране экскаваторов на пневматических колёсах. А в 1960 году по приказу совета министров "Канашский завод электропогрузчиков" выпустил первую модель электропогрузчика. Сегодня предприятие с применением исключительно отечественного сырья и собственных запчастей производит две модели электропогрузчиков (эп-2014, эп-2014м) и одну модель с дизельным двигателем (дп-3532).

Помимо указанных производителей можно выделить такие, специализирующиеся на данном оборудовании, компании, как: Михневский ремонтно-механический завод, Алтайский трактор (АТЗ), Волжский погрузчик и др.

Мини погрузчик – новая веха в истории развития машиностроения?

Под мини погрузчиком понимают компактное устройство на колесном либо гусеничном ходу, сопряженное с навесным (погрузочным) оборудованием.

Идея создания такой техники всё же не нова: впервые мини-погрузчики появились в 50-х годах XX в., благодаря братьям Мелро (ныне известным как "Bobcat Company", организовавшим их выпуск. Братья Мелро сразу осознали потенциал этого изобретения и выкупили на него права. В 1959 г. Мелро выпустили усовершенствованную модель М-200 с двигателем в 12,9 л.с. и отдельным приводом на задние сдвоенные колесики.

Вскоре, производство погрузчиков освоили и другие, ставшие известными сегодня, машиностроительные компании до сих пор оспаривающие приоритет в изобретении мини-погрузчика. Основным претендентом является компания "Bobcat", принадлежащая корейскому конгломерату "Doosan".

Мини-погрузчики пользуются нарастающим спросом во всем мире. Сегодня их можно встретить на строительных площадках, на фермах, на службе у ЖКХ, в подсобных хозяйствах, благодаря универсальности использования, компактности, способности развернуться на месте и многофункциональности. А также, огромному выбору сменного рабочего оборудования – механического и гидромеханического, землеройного, грузоподъемного, уборочного, для бетонных работ и т.д.

Однако в данном сегменте увидеть технику российского производства можно не так часто. Это обусловлено тем, что, ввиду большой доли импорта соответствующих деталей и сырья из-за рубежа, российским компаниям проще заключить договор представительства с заграничными компаниями и заниматься дилерской деятельностью.

В последние годы на рынке всё же стали появляться компании, заинтересованные в развитии отечественной промышленности и в создании доступной мини-техники, существенно повышающей эффективность решения обыденных задач. Среди таких компаний числятся: ANT; Avant; Diktum, базирующийся на платформе завода ИнжТех-СМЦ; Unimit; Baumech и др.

Данные фирмы являются относительно молодыми игроками на рынке, однако обладают серьезными перспективами, благодаря богатой технологической базе, качеству и долговечности сборки, уникальности сырья, вниманию к деталям.

Подробнее о российских производителях мини-погрузчиков, о видах данной техники и оборудования читайте в других наших статьях.